Мой сайт
 
Главная » 2009 » Август » 13 » О Фаине Геогиевне Раневской!
11:55
О Фаине Геогиевне Раневской!
Фаина  Георгиевна Раневская прожила долго -- 88 лет (родилась в 1896, а
умерла в 1984 году). Актриса, способная заменить собой всю труппу; философ с
цигаркой,  скандальная особа,  язвительная дама с  толстым  голосом, страшно
одинокая и ранимая душа... Гремучая смесь!
     Она  никогда  не  стесняла себя в  выражениях.  Многие полагали,  будто
Раневская придумывала шутки, афоризмы, которые потом разлетались по Москве и
двигались  дальше.  На  самом  деле  Фаине Георгиевне  незачем  было  что-то
сочинять. Ее остроумие сродни рефлексу -- оно непроизвольное.

"Душа - не жопа, высраться не может"
     Шаляпин в передаче Раневской

     Раневская выносила жестокие определения другим.
     Определения, смахивающие на решение судебных инстанций.
     Но не щадила и себя.


  Настоящая  фамилия   Раневской  --   Фельдман.  Она   была   из  весьма
состоятельной   семьи.    Когда    Фаину   Георгиевну   попросили   написать
автобиографию,  она начала так: "Я -- дочь небогатого нефтепромышленника..."
Дальше дело не пошло.

     В архиве Раневской осталась такая запись:
     "Пристают, просят писать, писать о себе. Отказываю. Писать о себе плохо
-- не хочется. Хорошо -- неприлично. Значит, надо молчать. К тому же я опять
стала делать ошибки, а это постыдно. Это  как клоп на манишке.  Я знаю самое
главное,  я  знаю, что  надо  отдавать, а не  хватать.  Так  доживаю с  этой
отдачей. Воспоминания -- это богатство старости".

     В  юности, после революции, Раневская очень  бедствовала  и  в  трудный
момент обратилась за помощью к одному из приятелей своего отца.
     Тот ей сказал:
     -- Дать дочери Фельдмана мало -- я не могу. А много--у меня уже нет...

     -- Первый  сезон в  Крыму,  я  играю  в  пьесе  Сумбатова  Прелестницу,
соблазняющую юного красавца. Действие происходит в горах  Кавказа. Я стою на
горе  и  говорю  противно-нежным  голосом:  "Шаги  мой  легче  пуха, я  умею
скользить,  как  змея..."  После  этих слов мне удалось  свалить  декорацию,
изображавшую  гору,  и  больно  ушибить партнера. В  публике  смех, партнер,
стеная, угрожает оторвать мне голову. Придя домой, я дала себе слово уйти со
сцены.

     -- Белую лисицу, ставшую грязной, я самостоятельно выкрасила чернилами.
Высушив, решила украсить ею туалет, набросив лису на шею. Платье на мне было
розовое, с претензией на элегантность. Когда я начала кокетливо беседовать с
партнером  в комедии  "Глухонемой (партнером  моим был актер  Ечменев),  он,
увидев  черную  шею,  чуть  не потерял сознание.  Лисица на мне  непрестанно
линяла. Публика  веселилась при виде моей черной шеи, а с премьершей театра,
сидевшей  в ложе,  бывшим моим педагогом, случилось нечто  вроде истерики...
(это была П.Л.Вульф). И это был второй повод для меня уйти со сцены.

     -- Знаете, -- вспоминала через полвека Раневская,  -- когда  я  увидела
этого лысого на броневике, то поняла: нас ждут большие неприятности.

     О своей жизни Фаина Георгиевна говорила:
     -- Если  бы я,  уступая просьбам, стала  писать о  себе,  это  была  бы
жалобная книга -- "Судьба -- шлюха".

     -- В театре меня любили талантливые, бездарные ненавидели, шавки кусали
и рвали на части.

     Как я завидую безмозглым!

     -- Кто  бы  знал мое одиночество? Будь он проклят,  этот  самый талант,
сделавший меня несчастной...

     - Страшно грустна моя жизнь. А  вы хотите, чтобы я воткнула в жопу куст
сирени и делала перед вами стриптиз.

     -- Я -- выкидыш Станиславского.

     --  Я провинциальная актриса.  Где я только ни служила! Только в городе
Вездесранске не служила!..

     В свое время именно Эйзенштейн дал застенчивой, заикающейся дебютантке,
только  появившейся  на  "Мосфильме",  совет,  который  оказал  значительное
влияние на ее жизнь.
     -- Фаина, --  сказал  Эйзенштейн,  --  ты  погибнешь, если не научишься
требовать  к  себе внимания,  заставлять людей  подчиняться твоей  воле.  Ты
погибнешь, и актриса из тебя не получится!
     Вскоре Раневская продемонстрировала наставнику, что кое-чему научилась.
     Узнав, что  ее не утвердили  на роль в  "Иване  Грозном", она пришла  в
негодование и на чей-то вопрос о съемках этого фильма крикнула:
     -Лучше я буду продовать кожу с жопы, чем сниматься у Эйзенштейна!
     Автору "Броненосца" незамедлительно донесли, и он отбил из
 Алма-Аты восторженную телеграмму: "Как идет продажа?"

     Я социальная психопатка. Комсомолка с веслом.
     Вы мена  можете пощупать  в метро. Это  я  там  стою,  полусклонясь,  в
упальной  шапочке  и  медных трусиках, в  которые  все  октябрята  стремятся
залезть. Я работаю  в  метро скульптурой. Меня отполировало такое количество
лап, что даже великая проститутка Нана могла бы мне позавидовать.

     -- Я, в силу отпущенного мне дарования, пропищала как комар.

     -- Я жила со многими театрами, но так и не получила удовольствия.

     Раневская вспоминала:
     -- Ахматова мне говорила: "Вы великая актриса". И тут же добавляла: "Ну
да,  я  великая артистка, и поэтому  я  ничего не  играю, меня надо сдать  в
музей. Я не великая артистка, а великая жопа".

     Долгие годы  Раневская  жила в Москве  в Старопименовском  переулке. Ее
комната в  большой коммунальной квартире упиралась  окном в  стену соседнего
дома и  даже в светлое время суток  освещалась электричеством. Приходящим  к
ней впервые Фаина Георгиевна говорила:
     -- Живу, как Диоген. Видите, днем с огнем!
     Марии Мироновой она заявила:
     -- Это не комната. Это сущий колодец. Я  чувствую себя ведром,  которое
туда опустили.
     -- Но ведь так нельзя жить, Фаина.
     -- А кто вам сказал, что это жизнь?
     Миронова  решительно   направилась  к   окну.   Подергала   за   ручку,
остановилась. Окно упиралось в глухую стену.
     - Господи! У вас даже окно не открывается...
     - По барышне говядина, по дерьму черепок...
     Эта  жуткая  комната  с   застекленным   эркером  была   свидетельницей
исторических  диалогов  и  абсурдных  сцен.   Однажды  ночью  сюда  позвонил
Эйзенштейн. И без  того  неестественно  высокий  голос  режиссера  звучал  с
болезненной пронзительностью:
     -- Фаина! Послушай внимательно. Я только что из Кремля. Ты знаешь,  что
сказал о тебе Сталин?!
     Это был один из тех знаменитых ночных просмотров, после которого
 "вождь народов" произнес короткий спич:
     -- Вот товарищ Жаров  хороший актер,  понаклеит усики,  бакенбарды  или
нацепит  бороду, и все равно сразу видно,  что  это Жаров. А  вот  Раневская
ничего не наклеивает и все равно всегда разная...
Просмотров: 553 | Добавил: Ulka89 | Теги: Раневская, театр, Сталин | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Воскресенье, 19.05.2024, 01:59
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Форма входа
Категории раздела
афоризм [35] притча [13]
юмор [12] научное [12]
Календарь
Архив записей
Наш опрос
Часто ли вы проходите тесты?

Всего ответов: 2
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024