1. Всегда
разделяйте человека и проблему.
Сосредоточьтесь на ней. Ведь она важнее. Это переключит вас с эмоционального
уровня на рациональный. Тогда проще и легче разрешить противоречие. К тому же
такое переключение освобождает от аффекта, бурной эмоциональной реакции, при
которой сознание отключается и не контролируется процесс поведения.
2. Представьте на своем месте другого человека.
Как бы он повел себя в этой ситуации? Сыграйте роль этого человека. Это поможет
забыть про себя и охладить гнев.
3. Можно
представить и такую картину. Между
вами и вашим партнером стеклянная стена. Вы видите его раздраженные жесты, но
не слышите, что он говорит. Отпадет нужда отвечать тоже «рычанием». Выберите
какую-то деталь в его туалете (плохо пришитую пуговицу, сбившийся набок галстук
и т. п.), посмотрите внимательно на нее, скажите задумчиво: «Вы потеряете
пуговицу, а в продаже таких нет». Услышите в ответ: «Какая к черту пуговица!»
Покажите: «Вот эта».
4. Вы закипели
от гнева, готовы высказать партнеру обидные слова, но пересильте себя: спокойно, вы уверены в себе, вы владеете собой. Улыбнитесь
или изобразите улыбку мышечно. Представьте, какая смешная у вас улыбка.
Весьма полезны и
следующие три метода самоуспокоения.
1.
Рационализация гнева. Этот метод
требует прежде всего осмыслить причину, породившую гнев, и придать ей другое
значение. Вами управляли эмоции, а разум спал. Разбудите его. Извлеките уроки.
Поищите что-либо
положительное в том, что случилось. Оно всегда есть. Найдите, и ситуация будет
выглядеть несколько иначе.
В гневе, как правило,
человек почти ничего не добивается. И вы тоже ничего не достигли, дав волю
своим эмоциям. Спросите себя: «Очень ли важно для меня то, чего я не достиг?»
После таких вопросов вам должно стать смешно, если вы обладаете юмором.
Проанализируйте, те ли
мотивы и намерения имел ваш партнер, о которых вы думаете? И в самом ли деле он
хотел унизить вас своими словами или действиями?
Проверьте себя еще раз
и мысленно спросите, все ли вы сделали, чтобы ваш партнер не повел себя грубо и
оскорбительно. Видимо, он был недоволен вашими действиями, если говорить
откровенно. Скажите себе: «Да, этот тип должен обладать громадной выдержкой и
большим уважением ко мне, чтобы не сорваться».
2. Визуализация
гнева. Его техника направлена на то,
чтобы пережить событие, которое охладит гнев. Например, вас обидел какой-то
человек. Вы на него гневаетесь. Но если вы смогли бы увидеть этого человека в
какой-либо унизительной ситуации, у вас появилось бы чувство удовлетворения
(«Так тебе и надо»), возможно - даже жалость к нему. И ваш гнев, скорее всего,
исчез бы.
Техника визуализации
учит тому, чтобы вся конфликтная ситуация проигрывалась в воображении, как бы
на внутреннем экране, и тем самым гасила бы гнев. Для визуализации надо
расслабиться, сосредоточиться на внутренних ощущениях и привести в норму
дыхание. Можно рекомендовать следующие варианты визуализации гнева:
1) уменьшите в росте человека, вызвавшего ваш гнев. Пусть он
будет карликом, гномом или букашкой;
2) постарайтесь увидеть этого человека в смешном виде;
3) представьте гнев в виде пучка энергии, который уходит сквозь
вас в землю;
4) придумайте сцену
воображаемого реванша по отношению к вашему обидчику и насладитесь мщением
(только в воображении, конечно).
3. Релаксация
(сила связи между нервной и мышечной системами). Ее техника основана на расслаблении мышечной системы,
вслед за которой расслабляется и нервная система. Используя эту технику, надо
действовать в следующей последовательности.
1) Вначале попытайтесь смягчить свой гнев и унять
агрессивность. Дайте им выйти из вас и не сдерживайте их. Это время займите какой-либо
физической работой.
2) Затем максимально расслабьтесь, проведите небольшой
аутотренинг и мышечно изобразите на своем лице улыбку. Пусть она вначале будет
похожа на гримасу. Посмотрите на себя в зеркало. Ваш вид действительно вызовет
у вас улыбку, но уже не искусственную, а настоящую, но, правда, весьма ироничную.
3) Чтобы быстрее успокоиться, не надо быстро ходить по
комнате. Лучше остановитесь и сосредоточьтесь на своих внутренних ощущениях.
Следите за своим дыханием. Постарайтесь, чтобы оно было как можно более
глубоким.
4) Не спешите с ответом вашему, видимо, тоже разгоряченному
партнеру. Держите паузу как можно дольше. Такая пауза позволит быстрее
успокоиться, лучше сосредоточиться и подобрать достойный ответ. При этом не
стремитесь отомстить партнеру или каким-либо словом задеть его самолюбие.
Помните о необходимости «сохранить лицо» как для себя, так и для него.
Как известно, отрицательные
эмоции более воздействуют на наш слух. Поэтому в напряженных ситуациях
следует фиксировать внимание не на негативных слуховых ощущениях, а на
зрительно воспринимаемых объектах.
Оппонент, раздражающий
вас, продолжает говорить что-то, что вызывает отрицательную эмоцию. Чтобы
отгородиться от действия его речи, постарайтесь увидеть его лицо - как
можно отчетливее, во всех деталях, как если бы вы собирались затем по памяти
нарисовать его портрет.
Следует
смотреть молча, очень внимательно, но не «пялиться», а именно рассматривать,
чтобы увидеть. Во время этой
умышленной паузы, когда вы замолчали, постарайтесь увидеть как можно больше
деталей обстановки рядом с вашим разгоряченным оппонентом.
Кто бы ни был вашим
оппонентом - начальник или подчиненный, старший или младший, - ваше внезапное,
неожиданное молчание непременно вызовет у него недоумение: его
эмоциональная напряженность начнет ослабевать.
Сознательно
сохраняемое спокойствие всегда является проявлением силы духа и поэтому дает
огромное преимущество, обладая большой силой воздействия. Нужно
только, чтобы ваше молчание и рассматривание не были восприняты оппонентом как
проявление неприязни и ироничного отношения к нему.
Автор:
Нэли Власова, профессор;
|